Среда, 25.05.2022, 11:08
ГБОУ школа №425 имени академика П.Л. Капицы
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ


Суицидальное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни.

Суициды бывают:

  • истинными
  • демонстративными.

Кроме того, сюда относят:

  • скрытый суицид (косвенное самоубийство)
  • самоповреждающее поведение

 

Скрытый суицид, косвенное самоубийство

Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция. Подростки, которые катаются на крыше поезда делают это по той же причине. Сколько угодно им можно твердить, что это опасно, но это и является их целью.

Сюда же можно отнести нервную анорексию (в некоторых случаях).

Самоповреждающее поведение - преднамеренное повреждение своего тела по внутренним причинам без суицидальных намерений. Самоповреждение встречается как симптом многих психических расстройств.

Самые распространенные виды самоповреждений:

• порезы на запястьях, бедрах и ладонях;

• сильное расцарапывание кожи, до крови;

• прижигание;

• удары головой о стену или бросание своего тела на твердые поверхности и предметы;

• пережатие частей тела;

• сдавливание головы, самоудушение;

• намеренное препятствование заживлению царапин и других ран, их регулярное вскрытие;

• прокалывание кожи иглами и другими колющими предметами;

• проглатывание несъедобных предметов.

Очень часто подростки проявляют суицидальное поведение, подражая другим, например, кумирам. Каждый раз после гибели какого-нибудь известного молодежного кумира начинается суицидальная волна среди его фанатов, причем подростки стараются копировать и способ ухода из жизни.

Если вы заметили, что кумиром вашего ребенка является человек, который совершил самоубийство, это еще не значит, что ваш сын или дочь рискуют пойти по его стопам. Но на это стоит обратить внимание и поинтересоваться, что ваш ребенок думает о том, как ушел из жизни его идол. Если что-то насторожит вас в ответе ребенка, можно проконсультироваться по этому поводу у психолога и психиатра.

Наиболее частые причины подросткового суицида:

  • Потеря смысла в жизни. Ощущение бессмысленности существования. Не надо пытаться предотвратить неудачи своих детей. Позвольте им ошибаться и расстраиваться, работать над ошибками и ставить новые цели.
  • Страх перед будущим (экзамены, боязнь рассказать о какой-то проблеме, например, беременности).
  • Одиночество. Очень распространенная проблема. Порой, в силу различных причин дети остаются брошенными на произвол судьбы. Им не хватает внимания. И вот тогда они начинают любыми способами пытаться обратить его на себя. Чаще - это только внутренне ощущение и временное. В большинстве случаев он не желает смерти, но это может закончиться несчастным случаем.
  • Смерть назло. Бывает дети таким образом манипулируют родителями, если те что-нибудь не купят или не выполнят. Такое поведение тоже может закончиться несчастным случаем.

 

Семейные драмы. Скандалы и неурядицы, которые происходят на глазах детей, очень часто становятся причиной суицида. Если скандалы происходят регулярно, дети могут впасть в депрессию. Особенно опасно, если ребенок невольно становится свидетелем слов, что он обуза и помеха.

Возникновению суицидального поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния. Признаками депрессии у детей могут быть печаль, ощущение бессилия, нарушения сна и аппетита, снижение веса и соматические жалобы, бессонница, страхи, неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отверженности, чрезмерная самокритичность, замкнутость, беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации.

Четыре основные чувства стоящие за суицидальными действиями:
• изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
• беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
• безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
• чувство собственной незначительностисти (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

В большинстве случаев, если у человека появляются суицидальные намерения, его поведение изменяется. Трагедии можно избежать, если  вовремя заметить внутренние перемены и терзания подростка, задумавшего лишить себя жизни. Многие подростки долго идут к этому шагу. Смотрят форумы, общаются с единомышленниками, изучают информацию, как составить предсмертную записку, каким образом можно  лишить себя жизни. Своими поступками они могут предупредить о намерении покинуть этот мир.

Некоторые признаки, по которым можно определить, что подросток собирается свести счеты с жизнью.
Внешние проявления, которые могут указывать на то, что человек имеет суицидальные намерения:

  • Подросток начинает приводить свои дела в порядок. Старается увидеться со старыми друзьями, раздать ценные и памятные вещи.
  • Прощается с близкими людьми. Это может выглядеть, как высказывание благодарности родственникам, друзьям и знакомым за помощь в прошлом.
  • Появляется импульсивное поведение, изменчивое  настроение.
  • Нарушается сон.
  • Меняется отношение подростка к учебному процессу. Его перестает волновать успеваемость, он начинает часто прогуливать уроки в школе.
  • Интересы, увлечения, которые раньше радовали подростка, теряют для него интерес. Он замыкается в себе, реже общается с друзьями.
  • Он прекращает думать и говорить о будущем. Его не волнуют вопросы, связанные с проведением каникул или поступлением в вуз.
  • У подростка пропадает интерес к собственной внешности. Он перестает следить за собственной гигиеной, умываться, причесываться.
  • Появляется интерес к музыке, кино или книгам, в которых затрагиваются вопросы смерти.
  • Суицидальные намерения могут быть озвучены в виде намёков и угроз.
  • Иногда, после депрессивного состояния, подросток может внезапно успокоится, стать более энергичным и деятельным. Такие перемены могут указывать на то, что он принял определённое решение. Лучше узнать какое именно, так как, есть вероятность, что подходящим решением проблем он считает самоубийство.

Опасность существует, при наличии нескольких признаков.

Самый тревожный звонок, когда дети говорят и представляют, как плохо будет родным и близким без них. Сначала они часто думают о суициде, но это просто мысли на уровне воображения. Чем чаще крутить их в голове, тем менее абсурдными они кажутся. Один незначительный срыв может стать последней каплей. Заметив эти симптомы у ребенка, стоит обратиться к психологу и психиатру.
Даже если он просто “делает вид”, хочет обратить на себя внимание, это необычное поведение свидетельствует о том, что он попал в беду. Что-то у него наверняка стряслось. И лучше всего – прислушаться к его словам, отнестись к его угрозам всерьез. Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны.
Детские переживания и конфликты протекают несколько иначе, чем у взрослых. Порой родители воспринимают проблему своего ребенка как пустяковую, а он, в силу отсутствия опыта, не может ее самостоятельно решить. Отсутствие поддержки и понимания со стороны родителей оставляет подростка наедине с его проблемой и порождает чувство отчаяния, способного спровоцировать суицидальное поведение.
Конечно, подросткам свойствен в основном демонстративный суицид. В некоторых молодежных субкультурах отметины на теле, оставленные неудачной попыткой самоубийства, воспринимаются как знаки отличия и высоко почитаются. Но зачастую за этим стоит не просто попытка эпатировать взрослых, но и более глубокий смысл, например, побороть в себе страх смерти. Считается, что половина попыток подростков уйти из жизни являются демонстративными, ложными, совершаются в качестве шантажа. Но на самом деле очень трудно распознать истинные и ложные попытки уйти из жизни.
Молодые люди довольно часто склонны искать смысл жизни, страдать от его отсутствия. В силу своего юношеского максимализма, который выражается в принципе «Всё или ничего!», многие подростки не могут справиться даже с мелкими неудачами. Самоубийства из-за любви тоже не являются простым взрывом гормонов. У подростков сильно выражена потребность быть нужными хоть кому-нибудь. Если подростка не понимают в семье, он не находит общий язык с близкими, а еще и не может добиться взаимности у объекта своей любви, то ему кажется, что он в этом мире совсем никому не нужен. А какой тогда смысл жить дальше?

Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе. Потребность любви – это:
– потребность быть любимым;
– потребность любить;
– потребность быть частью чего-то.

Если эти три “потребности” присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы.
Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям, которые чувствуют себя чужими и дома, и в школе, и во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, “невовлеченность”. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы. Оттого, что самооценка их снизилась, даже те проблемы, которые раньше решались походя, теперь становятся для них неразрешимыми.
Некоторые подростки сравнивают это тревожное, неприкаянное состояние с ощущением тонущего, который захлебнулся и идет ко дну, или же человека, у которого судорожно сжимается от тоски сердце.

 

Письма подростков
Идеальные отношения между подростками и родителями – редкость. Старшеклассникам обычной подмосковной школы предложили  написать предельно откровенные письма своим родителям.

«Мама, наверное, я не сдам ЕГЭ по математике. Я точно не сдам. И даже если ты еще сто раз назовешь меня идиоткой и скажешь, что я буду всю жизнь работать уборщицей – тоже не сдам. От того, что ты обзываешь меня и упрекаешь деньгами, которые вы с отцом вложили в меня, я не начинаю разбираться в функциях и интегралах. Я была бы рада закончить курсы визажистов и парикмахеров. Я могла бы работать на дому – ко мне приходили бы люди, и я бы делала им прически. Мне не нужна математика. Я не считаю, что плохо быть парикмахером. Но я стараюсь избегать тебя, мама, потому что ты можешь говорить со мной только про экзамены. А это далеко не все, что я могла бы с тобой обсудить».

 

Ольга, 15 лет:

«Папа, вы все время говорите, что мне все еще рано делать то и то, что я маленькая. Мама запрещает делать мне эпиляцию, и девочки в школе смеются надо мной. Мне покупают вещи, которые мне не нравятся, и надо мной снова смеются. Мне не разрешают выщипывать брови, а они очень густые и некрасивые. Иногда я прихожу домой и продумываю, как я убью себя, когда у меня не будет сил это терпеть. Наверное, утону в реке. Меня будут хоронить, и тогда вы поймете, что были не правы».

 

Сережа, 14 лет:

«Мама, у меня не получается сдерживать себя. Я грублю тебе, часто. Слова как будто сами вылетают изо рта. Ты говоришь: «Поешь!» А я хочу есть, но отказываюсь. И так всегда. Мне было бы проще, если бы сейчас со мной как можно меньше разговаривали. Я замечаю, что когда тебе некогда за мной следить и одергивать, у меня появляется настроение самому, первым, поговорить с тобой, что-то рассказать».

Находите время для своих детей, показывайте заботу, давайте любовь и ласку. Очень важно оставаться для ребенка другом и, конечно же, образцом поведения. Чтобы доверять вам, он должен быть уверен в том, что вы поддержите его в любом случае, выслушаете и дадите совет. Ребенку нужно понять, что все проблемы можно решить. Знать, что родители всегда услышат и поймут. Иметь уверенность в том, что, придя с горем, вы не отвергнете его, а поддержите, не станете читать нравоучения. Чтобы родные серьезно и с пониманием относились к его проблемам.

Это хорошо, если ребенок обратился к вам, а не к другу, и поделился счастьем или бедой. Значит, он вам доверяет, и вместе можно преодолеть все трудности. Главное – показать ребенку, что жизнь удивительна и прекрасна, и, что бы ни случилось, найдется выход.

Владелец сайта ГБОУ школа № 425 © 2022
Горячая линия
Календарь
«  Май 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Друзья сайта
  • Министерство просвещения России"
  • Министерство науки и высшего образования РФ"
  • Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге"
  • портал "Российское образование"
  • ИС "Единое окно доступа к образовательным ресурсам""
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр образовательных ресурсов
  • Проект "Школа цифрового века"
  • Портал "Петербургское образование"
  • Программа "Толерантность"
  • Портал "Наш Санкт-Петербург"
  • Сделать бесплатный сайт с uCoz
    Проголосуй за наш сайт