ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ПЕРВОКЛАССНИКА
Уважаемые родители будущих первоклассников!
В ближайшем сентябре ваш ребенок торжественно отправится в первый класс.
Несомненно, что 1-ое сентября будет праздничным днём для всей вашей семьи. Но за ним наступит второе, третье сентября, и так далее – а для вашего ребенка начнутся обычные школьные трудовые будни. Что ждет его именно в эти первые учебные годы? Как помочь маленькому ученику перейти от детсадовского уклада жизни к школьному? И вообще, каковы особенности именно того периода, который называется "начальной школой"?
В психологии существует такое понятие, как сензитивный период. Это научный термин. Если говорить проще, то очень важно, в каком возрасте у человека формируется те или иные функции, качества, свойства. Если это происходит своевременно, то процесс формирования идет быстро и легко. Если время упущено, то функции, качества и свойства формируются с огромным трудом.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования многих способностей и качеств ребенка, которые необходимы для формирования учебной деятельности и без которых она перерастёт в неумение или в нежелание учиться.
Каковы главные линии подготовки ребёнка к школе?
Во-первых, общее развитие.
К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет, в первую очередь, о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта.
Ребёнок должен иметь элементарные знания об окружающей его жизни и природе: своё имя, имена родителей, страну в которой живет, город, свой адрес, адрес школы, простейшие правила дорожного движения, дорогу домой, времена года, дни недели, наиболее распространённые растения и животные нашей местности.
Ребёнок должен уметь общаться с другими детьми, отвечать на вопросы, рассказывать о том, что он видел или что он думает, знает, доказывать свою точку зрения, фантазировать.
Правильно поступают те взрослые - не только родители, но и другие члены семьи (бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и т. д.), которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком.
Они рассказывают ребенку много интересного, читают детские книжки, вместе рисуют, придумывают сказки, разъясняют разные природные явления. Дома они вместе проговаривают то, что видели на прогулке. Всем этим они способствуют расширению кругозора малыша, развитию пытливости и любознательности. Ни компьютер, ни телевизор не могут заменить это живое общение с ребёнком!
Во-вторых, воспитание умения произвольно управлять собой.
У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует, не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, который не предназначен для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Как и умение делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.
В-третьих, выработка мотивов, побуждающих к учению.
Это то, что, пожалуй, является наиболее сложным делом. Речь идет о формировании сильной мотивации к приобретению новых знаний, несмотря на то, что учеба содержит не только привлекательные моменты и что трудности в учебе - большие или малые - всегда встречаются у каждого ученика.
Самое главное – закрепить положительное отношение к школе. Поэтому не стоит пугать ребёнка двойками, неудачами и оставлением на второй год. Если в процессе обучения его постоянными спутниками становятся тревожность, неуверенность в себе, страх – это очень плохо!
Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, если вы не хотите, чтобы учеба ребенка захромала с самого начала.
Ребенка считают готовым к школе, если он:
- настроен на учёбу, как работу;
- достаточно самостоятелен;
- умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
- много знает об окружающем мире, может сравнить предметы, может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
- не имеет серьезных нарушений речевого развития;
- умеет общаться со сверстниками;
- хочет и умеет контактировать со взрослыми;
Закон об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести с половиной лет.
В этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей. Поэтому у вас ещё много времени впереди. Если на ваш взгляд ваш ребёнок ещё не готов в школе или что-то не умеет, то к осени всё может измениться.
Необходимые навыки для успешного старта:
• Развитая ручная моторика.
• Усидчивость и интерес к обучению, волевые качества, умение любое начатое дело доделывать до конца.
• Развитые внимание, память, мышление.
• Полноценное владение речевыми звуками.
• Достаточный словарный запас, внятная, связная, достаточно грамотно вытроенная речь.
В области развития речи
- Звуковая сторона речи. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова.
- Фонематические процессы. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка.
- Языковой анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове,
- Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые.
- Связная речь. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу, пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей).
В области математики
- Счет прямой и обратный в пределах 10
- Сравнение
- Цвет, форма, размер
- Геометрические фигуры
- Пространственная ориентация
В области представлений об окружающем мире
- Знания о себе и ближайших родственниках
- Правила поведения в общественных местах и на улице
- Представления о сезонных изменениях
- Названия дней недели, месяцев года
- Представления о животных и растениях
Успешная учёба зависит от здоровья ребёнка – необходимо охранять и укреплять его. Как это сделать?
• Приучать к режиму дня – сложно, но необходимо, это организует его жизнь, помогает в воспитании и дисциплинирует ребёнка, укрепляя при этом организм. (Чередование подвижной и умственной деятельности и отдыха, пребывание на св. воздухе не менее 4-5 часов, сон обязательно 10 часов ночью и желательно 1 час после обеда, питание 4 раза в сутки в одно и то же время полезной детской пищей).
• Приучать к правилам личной гигиены. (Мытьё рук после туалета, гуляния и перед едой, умывание и чистка зубов утром и вечером, умение быть опрятным, пользоваться носовым платком, правильно ходить в туалет, одеваться и переодеваться самому.)
• Приучать делать утреннюю гимнастику (которую можно заменить танцами под музыку).
• Следить за правильным положением при сидении за столом, за освещением рабочего стола.
• Ограничить просмотр телевизора (2 м от экрана и 7 часов в неделю) и компьютера до минимума (в 4 классе не больше 15 мин, а вам вообще не стоит сажать ребёнка перед ним).
Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день.
Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку и попутно развивают мелкую моторику рук: это лепка, рисование, вырезывание, конструирование, собирание мелкой мозаики.
Очень важны для "школьной судьбы" ребенка успехи или неудачи первых лет обучения. В этот период у него формируются не только базовые знания и навыки. Главное – он еще "учится учиться", взаимодействовать с педагогами и одноклассниками. Именно в этот период в нем закладывается отношение к себе как к ученику. Воспитывайте в нём уважение к себе своим уважением к его новому статусу школьника.
Не забывайте про воспитание уважения к родителям, к наставникам. Никогда не критикуйте взрослых при ребёнке, а особенно воспитателей и учителей – они всё слышат и без уважения к воспитателю или учителю воспитывать их будет намного сложнее. Мы всегда поддерживаем ваш авторитет родителей, а вы должны поддерживать авторитет педагога и воспитателя. Только такое взаимодействие приведёт к успеху!
И помните
Вы – пример вашему ребёнку во всём!
Подсказки для родителей первоклассника
Что понадобится первокласснику
Список художественных материалов для уроков изобразительного искусства